Почему так важно знать состояние своего иммунитета? Можно ли просчитать вероятность возникновения онкологического заболевания? Какие современные методы лечения рака используются в нашем городе?

Об этом и многом другом нам рассказал врач-иммунолог Александр Борисов.

— У нашего организма есть взаимосвязанные системы, которые обеспечивают поддержку и не дают причинить ему вред. Это нервная, эндокринная и иммунная системы. Любой сбой в их работе может привести к возникновению серьёзных заболеваний.

— Нервная система отвечает за коммуникацию и физические контакты с внешним миром. Эндокринная — за регуляцию жизнеобеспечения (поступление питательных веществ, снабжение кислородом, поддержание постоянной температуры тела, обмена веществ и т.д.). А вот иммунная система обеспечивает защиту. Иными словами, она выявляет всё, что может нанести вред организму, — вирусы, бактерии, грибы и так далее. А также какие-то сбои, например, появление опухолевой клетки. Иммунитет распознаёт её и убивает.

Но иногда иммунная система начинает работать слишком старательно — в этом случае возникают аутоиммунные заболевания и аллергические реакции.

— Люди боятся рака. И наверняка у них возникнет вопрос: а почему иммунная система перестает убивать раковые клетки?

— Да. Онкология сегодня — одна из самых проблемных, болевых точек медицины. Как же развивается это заболевание? В нашем организме десять триллионов клеток, всё они периодически делятся, при делении возникают и раковые клетки. Основная задача иммунитета — вовремя распознать их и уничтожить. Если иммунитет начинает работать неправильно, он пропускает раковые клетки, они начинают интенсивно делиться в организме человека.

Эти процессы заканчиваются различными вариантами взаимодействия: элиминацией (полное уничтожение опухолевых клеток), равновесием (раковые клетки начинают жить в организме) и ускользанием (развитие онкологического заболевания). Стадия равновесия может продолжаться долго — до десяти лет. Потом находятся какие-то раковые клетки, которые полностью ускользают от иммунитета. Организм не может справиться с ними, бесконечно делящиеся клетки мешают жить. Они съедают всё глюкозу, отбирают питание, начинают давить на разные органы и системы, образуя опухоль. Если опухоль побеждает, человек умирает.

— Получается, что чаще всего опухоль определяют уже по факту, то есть в результате поздней диагностики?

— Да, это так. Известно, что самый благоприятный прогноз, когда заболевание обнаруживается в первой, второй стадии. Убрали опухоль, провели лучевую и/или химиотерапию — получили результат. Когда рак выявляется на третьей или четвёртой стадии, всё гораздо сложнее. Поэтому необходимо обращать внимание на признаки, которые помогут на ранней стадии выявить опухоль. Если женщина обнаружила уплотнение в молочной железе, ей нужно сразу сделать маммографию. Если у вас затяжной кашель, сделайте КТ. Эти обследования доступны сегодня.

Многие почему-то пропускают профосмотры, осмотры в рамках диспансеризации. Это неправильно, их обязательно нужно проходить. Потому что некоторые лабораторные исследования могут определить наличие раковых клеток ещё на стадии равновесия, когда человек хорошо чувствует себя, но риск развития онкологии уже есть. И в этот момент можно провести коррекцию работы иммунной системы.

— В вашей клинике можно пройти такое исследование?

— Конечно. Основываясь на мировом опыте (Барселонская концепция), мы можем диагностировать рак не на уровне ускользания, когда его уже можно потрогать, а на уровне равновесия, когда есть определённые показатели того, что где-то в организме присутствуют опухолевые клетки.

Кроме того, на основании генетического исследования можно определить, есть ли у человека предрасположенность к развитию рака. Я сам прошёл такую диагностику. Теперь знаю, что у меня может развиться рак, если буду курить или работать с нефтепродуктами.

Все эти исследования можно пройти у нас. Программа “Онкоиммунология” подразумевает несколько этапов. На первом мы отвечаем на вопрос, есть рак или нет. Причём, повторю, можем сделать это ещё на стадии равновесия, когда заболевание никак не проявляет себя. На втором этапе мы определяем, может ли рак развиться в перспективе. Ответ даёт генетическое исследование. И третий этап — дальнейшее наблюдение.

Если диагностика покажет, что иммунитет даёт сбой, мы начинаем активную работу. Например, иммунной системе не хватает NK-клеток, которые являются первым уровнем защиты от онкологии и вирусов. У многих бывает рецидивирующий герпес, проводим исследование, оно показывает, что уровень NK маленький. А это риск развития рака через пятнадцать — двадцать лет.

— Получается, что иммунную систему можно запустить заново?

— Это можно сделать не во всех случаях. Есть врождённые проблемы, а изменить генетику мы не в силах. Но есть методы и способы, чтобы активировать различные системы. Одно из таких направлений — цитокинотерапия. С помощью лекарственных средств — цитокинов — мы можем увеличить количество тех или иных клеток. Мы практикуем такое направление, оно относится к персонифицированной терапии — подобранной индивидуально для конкретного пациента.

Стоит отметить, что у людей с первичными иммунодефицитами чаще развиваются онкологические заболевания. Так что очень важно контролировать состояние своей иммунной системы.

— Результаты каких исследований пациенту необходимо иметь при себе, когда он впервые обращается в вашу клинику?

— Технология ведения наших пациентов чётко отработана. Первый приём — осмотр у онколога, терапевта или дерматолога. Мы рекомендуем взять с собой результаты всех исследований, которые у них есть. Это могут быть анализы, УЗИ и так далее. Доктор анализирует документы, назначает необходимые исследования.

Если по их результатам обнаруживается, что в организме присутствуют опухолевые клетки на стадии равновесия, далее мы придерживаемся определённой тактики лечения. Применяем иммунотерапию.

Если раковые клетки не выявлены, при необходимости направляем пациента к узкому специалисту. К примеру, эндокринолог лучше разберётся с проблемами желудочно-кишечного тракта. Ведь возможно, что опухоли нет, но есть хроническое заболевание, которое может привести к её развитию.

Также мы рекомендуем пациентам провести генетическое исследование, чтобы понимать перспективы. В идеале такую диагностику нужно проводить в роддоме — как только малыш появился на свет. Ведь генетика не меняется, она остаётся на всю жизнь. И так вы будете заранее знать, на что нужно обращать внимание, какие болезни могут развиться, какие врождённые генетические проблемы существуют. Это и есть персонифицированная терапия, за которой будущее. А мы используем её уже сегодня не как экзотику — это наша ежедневная практика.

Александр Борисов
врач высшей категории, инфекционист, иммунолог, онкоиммунолог, ведущий научный сотрудник НИИ медицинских проблем Севера, ассистент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии с курсом ПО КГМУ имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, основатель Клиники иммунологии.

Родителям на заметку

В клинике иммунологии принимают и маленьких пациентов. Доктора медучреждения отмечают: ранее считалось, что врождённый первичный иммунодефицит — достаточно редкое состояние. На самом деле это не так. Сегодня некоторые первичные иммунодефициты довольно распространены. Например, дефицит иммуноглобулина А. Его недостаток приводит к тому, что ребёнок часто болеет. Традиционное лечение без учёта этого дефицита может принести не пользу, а вред организму малыша.